В ГАИ разъяснили, надо ли ждать, пока пешеход перейдет дорогу, или можно ехать сразу
Пешеходные переходы играют ключевую роль в организации дорожного движения, обеспечивая безопасное взаимодействие пешеходов и транспортных средств. На таких участках дороги пешеход имеет приоритет, если, конечно, речь не идёт о спецтранспорте с включёнными сигналами или светофоре. За нарушение этого принципа водителям грозит серьёзный штраф, и порой он выписывается в ситуациях, когда правила оставляют место для разночтений. Инспектор ГАИ рассказал в интервью порталу njcar.ru, надо ли водителю ждать, пока пешеход полностью перейдет дорогу, или можно ехать сразу.
На узких пешеходных переходах проблем, как правило, не возникает: водитель терпеливо ожидает, пока пешеход пересечёт дорогу, и только после этого продолжает движение. Однако ситуация на широких переходах, охватывающих несколько полос, куда сложнее. Тут возникает животрепещущий вопрос: можно ли тронуться с места, если пешеход ещё не достиг противоположного края или только вступил на зебру с противоположной стороны улицы? Это вопрос, на который нельзя дать однозначного ответа, если не учитывать разъяснений, предоставленных Верховным Судом.
Начнём с того, какое наказание грозит водителю за несоблюдение правил обеспечения приоритета пешеходу. Согласно статье 12.18 КоАП, штраф варьируется от 1500 до 2500 рублей. Но размер штрафа зависит от множества факторов: во-первых, учитывается, совершено ли нарушение впервые, и, во-вторых, играет роль история нарушений конкретного водителя. В большинстве случаев первый штраф будет минимальным, но, если нарушение повторится в течение года, сумма штрафа может значительно увеличиться.
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с Правилами дорожного движения, водителю не нужно пропускать пешеходов на всем протяжении перехода. Вместо этого, от него требуется лишь «уступить дорогу». Это понятие обладает чётким юридическим значением, и именно на нём основывается объяснение Верховного Суда по вопросу: можно ли начинать движение, если пешеход уже прошёл часть перехода, или же нужно ожидать, пока он полностью его пересечёт.
«Уступить дорогу» не означает обязательную остановку, эта формулировка лишь предписывает водителю воздерживаться от начала движения или манёвра, если его действия могут заставить других участников дорожного движения, обладающих приоритетом, изменить траекторию или замедлить скорость.
Из этого вытекает, что каждый случай требует тщательного анализа, в котором следует опираться не на догадки, а на реальную картину. Если пешеход ещё идет по зебре, но его траектория движения не была изменена вмешательством водителя, то есть пешеходу не пришлось ускорять шаг или изменять направление движения — это не может считаться нарушением.
Дело в том, что пешеходы — это не единый объект, а разнородная группа людей с разными реакциями и поведением. Водителю предстоит внимательно следить за каждым человеком на переходе. Начинать движение можно только в том случае, если его действия не спровоцируют у пешехода чувство страха, не вынудят его отступить назад или изменить траекторию. Иначе поведение водителя может быть воспринято как нарушение, исходя из строгой трактовки требования «уступить дорогу» в ПДД, что неминуемо приведёт к наложению штрафа.
https://www.m.njcar.ru/news/vaz/zebra-5535259.html