Легендарный математический…
Чем дальше нас уносит поезд жизни, тем сильнее сгущается туман памяти и труднее разглядеть в нем до боли родные некогда образы учеников, учителей и одноклассников. Нам удалось установить связь с некоторыми учащимися математического 10 «а» класса Набережно-Челнинской школы №34 и его бессменным классным руководителем Галиной Андреевной Пестовой, которые любезно согласились рассказать «Нашей газете» о школьной жизни и поделились своими воспоминаниями.
По словам Галины Андреевны, большая заслуга в создании класса с углубленным изучением математических дисциплин принадлежит первому директору школы — Вере Филипповне Лобкаревой. Это прекрасный организатор, творческий, одаренный учитель, в совершенстве владевший предметом и чутко относившийся к детям и коллегам. Педагогический коллектив Вера Филипповна начала формировать заранее, еще на этапе строительства школы. Главным критерием было — наличие у педагога положительных рекомендаций руководителей образовательных учреждений.
Решающий аргумент
Кстати, в качестве альтернативы углубленному изучению математики также рассматривались и другие предложения. За идею создания гуманитарного класса ратовала Галина Андреевна — учитель русского языка и литературы. Ведь она уже имела опыт преподавания в таком классе в Кировской области, из которой приехала в Набережные Челны. Однако аргумент в пользу точных наук оказался решающим. Ведь градообразующее предприятие — завод- гигант «КамАЗ», включавший в себя 11 предприятий, остро нуждался в специалистах технического направления- инженерах, конструкторах, проектировщиках, экономистах, бухгалтерах и других. А им не обойтись без знаний алгебры и геометрии!
В матклассе, который объединил отличников и хорошистов из близлежащих школ, был немалый конкурс: число желающих учиться у лучших педагогов значительно превышало количество вакантных мест. Первым учителем математики в этом классе была талантливый педагог Светлана Александровна Яковленко. Ей на смену пришла не менее опытный учитель и прекрасный завуч Надежда Михайловна Филиппова. Нацеливая ребят на поступление в высшие учебные заведения, она штудировала с ними программу для физико-математических школ, а олимпиады проводила так часто, словно это были обычные контрольные или проверочные работы. Кроме того, ей легко удавалось находить контакт не только с учениками, но и с другими педагогами.
И все же, больше всего времени уделяла ребятам классный руководитель. Она проводила классные часы, сопровождала ребят во время экскурсий, поездок в колхоз и на субботниках, руководила сбором макулатуры и металлолома, следила за опрятностью. В общем, на время пребывания детей в школе фактически выполняла роль заботливой, а временами и строгой, мамы.
И, конечно, на уроках русского языка и литературы Галина Андреевна прививала ученикам любовь к книге, знакомила с произведениями классиков, учила орфографии и пунктуации, настаивала на ведении читательского дневника.
Маленькие хитрости и большие результаты
По словам бывшей ученицы Юлии Королевой, советы Галины Андреевны в написании сочинения как нельзя кстати пригодились ей на вступительных экзаменах в высшее учебное заведение. Вспомнив рекомендации классного руководителя, Юлия изложила свои мысли крупным, разборчивым почерком, использовала простые, а не «толстовские» предложения. Эмоциональность тексту она придала с помощью восклицательных знаков, на которые не поскупилась. В итоге, работа была оценена на «пятерку», а абитуриентка стала студенткой Московского финансового института. Вот так небольшие хитрости, усвоенные в школе, могут помочь в жизни в самый решающий момент!
-Благодаря Галине Андреевне я стала образованным человеком и, несмотря на высокий ритм информационного века, стараюсь следить за грамотностью даже в смс-сообщениях! — призналась Юлия.
Воспользовалась советами Галины Андреевны, только не на вступительных, а на выпускных экзаменах и Елена Пацкевич. Сначала она растерялась от широты возможностей и предложенных тем. Однако, вспомнив наставление классного руководителя, считавшего форму послания писателю беспроигрышной, успешно справилась с задачей. В итоге, сочинение поразило комиссию своей неординарностью, оригинальностью и наличием зарифмованных строк.
Удивительным человеком и педагогом с большой буквы своего классного руководителя называют и ее бывшие ученицы Ирина Старкова и Елена Кислова. Несмотря на оставленные далеко позади школьные годы, они продолжают дружить с книгой и не представляют себе жизни без чтения, без глубокого анализа вложенного в произведение смысла.
Новаторство
Помимо преподавания русского языка и литературы педагог вела необычный для далеких 80-х предмет — «Психология и этика семейной жизни». Поскольку утвержденных методик этой дисциплины в то время еще не существовало, Галина Андреевна самостоятельно, на основе своего жизненного и семейного опыта, прорабатывала темы для разговора со старшеклассниками.
К примеру, ее советы о том, как правильно утюжить мужские рубашки, пронесли через года многие ученицы — Наталья Карапаева, Ольга Васина и другие.
И еще Галина Андреевна всегда уделяла огромное внимание чистоте. В прекрасно оформленном наглядными пособиями, книгами и комнатными растениями кабинете, парты выглядели новенькими даже спустя годы после открытия школы. А все потому, что педагог постоянно напоминала ученикам о необходимости беречь мебель и соблюдать порядок.
— Работа в математическом классе, который был создан на базе 5-го «д» класса, для меня сродни сказке. Обучать детей, стремившихся к овладению знаниями, было легко. Уроки, большинство из которых были открытыми, я вела с воодушевлением, с невероятным вдохновением. Всегда идеальная дисциплина и приготовленные задания, тишина и интерес к новому материалу! Стоит отметить, что дети маткласса отличались от учеников других классов хорошими манерами. Помню, наблюдаю за ними со стороны, чинно идущими в столовую строем и ловлю себя на мысли, что горжусь ими. В поездках на экскурсии или в колхоз никто не атаковал автобус: мальчики пропускали девочек, которые, подобно маленьким леди, не торопясь заполняли салон. И только потом мальчишки, как галантные джентльмены, занимали свободные места. Такой класс забыть сложно! С теплотой вспоминаю всех своих учеников и желаю им успехов в жизни !- говорит Галина Андреевна.
Галина Андреевна Пестова, посвятившая работе с детьми 48 лет и в 2020 году отметившая свое 85-летие, сейчас проживает в Кронштадте. Обладатель званий «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Учитель — методист», она награждена Грамотой министерства просвещения РСФСР и другими Почетными грамотами и Благодарностями.
Ветеран педагогического труда придерживается жизненного девиза, провозглашенного одним из поэтов: «Давайте стариться красиво!». Выполняя этот позитивный наказ , она ведет активный образ жизни и не унывает: читает книги, рукодельничает, общается с детьми, внуками и правнуками, уверенно владеет компьютером, Интернетом, сотовым телефоном и мессенджерами. И, конечно, как и любой учитель, Галина Андреевна бережно хранит тронутые беспощадным временем фотографии своих учеников, которых помнит практически всех за редким исключением.
Справка: 10 «а». Выпуск 1989 года. Восемь медалистов. Класс — постоянный победитель смотра строя и песни и других конкурсов. Практически все выпускники получили высшее образование.
Елена Борисова
Николй
Огромное спасибо авторам очерка о нашем любимом школьном учителе и классном руководителе Галине Андреевне Пестовой! Таких людей, как Галина Андреевна, ставшая в детстве для нас второй мамой, не забыть на всю жизнь. Николай Мошкин, выпускник Буйской средней школы 1967 г.
"Наша газета"
Николай! Огромное спасибо за теплый отзыв в адрес статьи и Вашего учителя!