X

Общественно-политическая газета города Зверево

Навигация

Главная // Новости // «Основные принципы здорового питания в образовательных учреждениях»

«Основные принципы здорового питания в образовательных учреждениях»

« Об основных правилах рационального питания в образовательных учреждениях»

  Здоровое (рациональное) питание — одна из главных составляющих здорового

образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.

 Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания здоровье

сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных

эффектов и последствий функционирования системы образования ,

   Рациональное питание детей и подростков  обеспечивает  их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, обе5спечивает оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
       Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.

     Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе.

     От того как питается человек зависит качество его жизни, психологическое и эмоциональное состояние, развитие и правильное функционирование всех систем жизнедеятельности. Поэтому питание школьников должно быть не только вкусным, но и правильным, полезным, сбалансированным.

     К основным характеристикам правильного питания относятся:

  • — соблюдение режима питания,
  • -соблюдение правильного соотношения потребляемых калорий к энергозатратам,
  • -употребление в необходимом количестве белков, жиров и углеводов, витаминов, минеральных веществ,
  • — разнообразие продуктов питания,
  • — правильная обработка продуктов.

      Соблюдение режима питания — неотъемлемая часть организации питания.

Режим питания должен соблюдаться строго. Соблюдение режима питания позволяет вовремя получить ребенком необходимые полезные вещества для пополнения энергии и повышения трудоспособности.

      Для учащихся общеобразовательных учреждений режим питания организуется с учетом занятий в 1-ю и 2-ю смены. Для занимающихся в 1-ю смену рекомендуется 1-й завтрак (25% рациона) перед уходом в школу, 2-й (школьный) завтрак (15-20% рациона) в 11-12 часов, обед (35-40% рациона) по возвращении из школы в 15-16 часов и ужин (около 20% рациона) в 20 ч.

      Для школьников 2-й смены 1-й завтрак организуется в 8 ч, обед — перед уходом в

школу в 12-13ч, горячий полдник в школе в 16 ч, ужин в 19-20ч. Учащиеся проводят в школе 4-6 часов. Длительный перерыв в приеме пищи неблагоприятно сказывается на работоспособности детей, их самочувствии, настроении, а также на состоянии пищеварительной функции организма. Поэтому школьники должны получать горячий завтрак, покрывающий их энергозатраты.

 Режим питания должен предусматривать   не менее 4 приемов пищи, причем 3 из

них должны обязательно включать горячее блюдо. Соблюдение правильного распределения суточного рациона: завтрак – 20-25 %% суточной калорийности,  на долю обеда – 35-40 %, полдника – 10-15 %, ужина – 20- 25%.

      Суточная энергетическая калорийность должна составлять для детей 1-3 лет 1400 ккал, для детей 7-11 лет 2350 ккал.

      Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание,  исключать продукты с раздражающими свойствами.

     Полноценное, сбалансированное питание необходимо для обеспечения роста и развития детей, профилактики заболеваний и функциональных отклонений, повышения работоспособности и успеваемости .

     Анемии, атеросклероз, болезни органов пищеварения, болезни щитовидной железы, гипертоническая болезнь, кариес зубов, кишечные инфекции, инвазии и пищевые отравления, кишечный бактериоз, некоторые злокачественные новообразования, подагра, ожирение, остеопороз, сахарный диабет – вот далеко не полный перечень некоторых алиментарно-зависимых заболеваний, при развитии которых фактор питания играет решающую роль.

       Конечно, не все заболевания проявляются в детском возрасте, но в детском возрасте формируется модель пищевого поведения, которое впоследствии определяет развитие этих заболеваний.

      К сожалению, дети, приходящие в образовательное учреждение, часто не приучены к той пище, которую им там предлагают и плохо едят не потому, что это невкусно или питание плохого качества, а потому, что нет привычки употреблять пищу, которую им предлагают. В питании детей недостаточно рыбы, молока, растительных жиров, фруктов и овощей — всего того, что необходимо для роста и развития детского организма.   И наоборот, — избыточное потребление соли, специй, сахара, мучных изделий, потребление значительных количеств пищевых ароматизаторов, красителей,  чипсы, кириешки, газированные напитки с красителями – не являются здоровым питанием.

      Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

     Замена горячей пищи буфетной продукцией ведёт к снижению поступления в организм важных питательных веществ, что может привести к снижению работоспособности, переутомлению и ухудшению успеваемости.

    Питание ребенка должно быть полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду; разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.

     Питание должно быть доброкачественным, не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое питание должно не только покрывать расходуемую энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма. Пища должна быть вкусной и безопасной.

    Белки имеют особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Источниками белка служат мясо, рыба, молоко, молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функции головного мозга и работу иммунной системы организма. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

    Жиры – это источник энергии, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. Источники жиров – масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др.

    Углеводы – основной источник энергии, который способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала. Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.

    Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.

    Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

    В суточном рационе должно быть достаточное количество  витаминов,  необходимых  для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей.

     Школьный возраст, это именно тот период, когда происходит наиболее активное развитие ребенка, при этом также формируется образ жизни, в том числе и тип питания. Школа, это неизбежный жизненно важный этап в жизни каждого человека, она должна максимально влиять, в том числе, и на процесс правильного питания, здесь у школьников должны быть отработаны верные навыки. Процесс школьного питания регламентирован санитарными нормами и правилами, и при их выполнении в большой степени удовлетворяет основам рационального питания.

     Проведенный  территориальным отделом  Управления  Роспотребнадзора по Ростовской области  анализ позволил выделить требующую решения проблему по охвату учащихся горячим питанием: традиционно наиболее высокий охват горячим питанием в начальных классах, наиболее низкий процент охвата школьников среднего и старшего звена.

       Сегодня перед организаторами питания должна быть поставлена важная медико-социальная задача — популяризация знаний о здоровом питании среди школьников и родителей, обучение детей гигиеническим основам питания, формирование правильного пищевого поведения, воспитание культуры питания, повышение навыков здорового образа жизни.

      Изменить ситуацию может только постоянное тесное взаимодействие школы и родителей, постоянная просветительская работа с родителями и учащимися о рациональном питании, о значении дефицита минеральных солей и витаминов для здоровья ребёнка

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта