Для повышения качества местных дорог муниципалитеты Дона просят пересмотреть ставки по транспортному налогу
В связи с растущим количеством жалоб на неудовлетворительное состояние муниципальных автомобильных дорог и нехватку средств на их содержание, в Донском парламенте прошло общественное обсуждение, посвященное возможности корректировки ставок транспортного налога.
В настоящее время за состояниемдорог местного значения отвечают муниципальные власти. Они обязаны поддерживать качество дорожного покрытия, строить новые, ремонтировать и реконструировать существующие дороги. Специально для этого в каждом муниципалитете есть дорожный фонд, формирующийся в основном за счет транспортного налога, который платят владельцы автотранспорта.
Тем не менее, жители Ростовской области все чаще жалуются на то, что дороги в муниципалитетах с каждым годом становятся все хуже, а местные власти бессильны что-либо изменить, так как в дорожных фондах просто не хватает средств.
Как рассказал первый заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области Сергей Михалев, ставки по транспортному налогу на Дону не менялись с 2008 года. За это время общая протяженность автомобильных дорог местного значения увеличилась более чем в три раза, выросли цены на строительные материалы и дорожные работы.
Муниципальные власти вынуждены перенаправлять на дорожное хозяйство часть бюджетных средств с других статей расходов, но и этого с трудом хватает даже на поддержание существующих транспортных артерий. К примеру, глава администрации Александровского сельского поселения Азовского района Александра Хижняк сообщила, что в ее поселении из-за состояния дорог транспортная компания отказалась возить людей по ряду маршрутов – постоянный ремонт автомобилей делает перевозку пассажиров убыточной.
Председатель городской думы – глава города Шахты Константин Корнеев рассказал, что сегодня общая протяженность автодорог с твердым покрытием в городе составляет 323 км. С учетом предполагаемой субсидии из областного бюджета в 2025 году шахтинские власти смогут обновить только 11 км дорожного полотна. На ямочный ремонт получится выделить около 30 млн рублей при реальной потребности в 80 млн рублей.
Идентичная ситуация складывается и в других муниципалитетах Ростовской области. Местные власти видят решение в пересмотре ставок по транспортному налогу.
— Повышение налоговых ставок – это мера всегда непопулярная, вынужденная, но в то же время она назрела, она обоснована. Бездействие или затягивание решения в этом вопросе может быть чревато более серьезными последствиями, — отметил в своем выступлении Константин Корнеев.
Заместитель губернатора Ростовской области – министр финансов Лилия Федотова рассказала, что анализ действующего в других регионах России законодательства в отношении транспортного налога показал, что в Ростовской области ставки ниже, чем у соседей. Между тем, количество транспорта на донских дорогах за 16 лет увеличилось более чем на 700 тысяч автомобилей.
— С учетом удорожания строительных материалов, увеличения протяженности дорог, которые необходимо содержать и приводить в нормативное состояние, потребовалось пересмотреть источники финансирования дорожного хозяйства, — рассказала Лилия Федотова. – Акцизы на нефтепродукты мы скорректировать не можем, поскольку эти средства в твердых суммах мы получаем из федерального центра, а транспортный налог может быть скорректирован.
В связи со сложившейся ситуацией в июле 2024 года депутаты Законодательного собрания Ростовской области в первом чтении приняли законопроект, призванный скорректировать отдельные положения регионального налогового законодательства в отношении транспортного налога. Документ был направлен в муниципальные образования для обсуждения на местах.
Сергей Михалев отметил, что предполагаемое увеличение ставок транспортного налога будет вводиться поэтапно в 2025, 2026 и 2027 годах.
При этом корректировки налоговых ставок не коснутся тех льготных категорий граждан, которые предусмотрены в этой сфере действующим законодательством.
— Каждый владелец транспортного средства, который едет по разбитой дороге и попадает в ямы, тратит на ремонт своей машины гораздо больше, чем предполагаемые суммы увеличения транспортного налога, предложенные муниципальными образованиями, — отметил Александр ИЩЕНКО.
Он подчеркнул, что существующая конструкция сбора транспортного налога в налоговом законодательстве отстала от жизни и не соответствует реальным нуждам муниципалитетов.
— Профильному комитету нужно вместе с коллегами из правительства области проанализировать те предложения муниципалитетов, которые прозвучали сегодня в ходе общественного обсуждения, проработать их вместе с транспортниками, дорожниками, и выйти на финальные решения, которые были бы приемлемы и для муниципальных образований и для владельцев транспортных средств, — подытожил Александр ИЩЕНКО.
В настоящее время предполагаемый размер налоговой ставки не определен, однако он будет привязан к виду транспортного средства и его мощности в лошадиных силах.
По материалам пресс-релиза Заксобрания