X

Общественно-политическая газета города Зверево

Навигация

Главная // Новости // Как выбрать кружки и секции для ребенка: советы психологов

Как выбрать кружки и секции для ребенка: советы психологов

  • 148
  • Комментарии к записи Как выбрать кружки и секции для ребенка: советы психологов отключены

Как выбрать секции и кружки для ребенка правильно
Родители мечутся между страхом «упустить момент» и тревогой «не перегрузить ребенка». Психологи уверяют: золотая середина существует. Она начинается с внимания к интересам ребенка и готовности родителей отпустить часть контроля.

Шаг 1: отставить в сторону собственное «я»
Нередко за стремлением «дать детям все самое лучшее» стоят вовсе не потребности ребенка, а тревога взрослых. «Бывает так, что родители записывают детей в десятки кружков не потому, что ребенку это нужно, а потому, что боятся: без музыки, спорта, английского он будет «хуже других», — объясняет психолог, психодраматерапевт, схема-терапевт, тренер Института психодрамы, коучинга и ролевого тренинга (ИПКиРТ) и автор книг Ольга Малинина.

Эксперт назвала несколько установок, которые мешают объективно подойти к вопросу дополнительного образования ребенка.

1. Установка «Я хороший родитель». Это компенсаторная история: «В моем детстве не было возможностей, поэтому ребенку я дам максимум». Даже если этот максимум ему не нужен. Для таких взрослых часто имеет значение, что о них думают, поэтому они впадают в крайности для обеспечения собственной репутации. А у детей часто появляется чувство долженствования: «Родители стараются, все для меня делают, значит, я должен быть хорошим/послушным/успешным».

2. Установка «Ребенок как инвестиция». В такой истории взрослые буквально транслируют детям: «Я в тебя вкладываю, поэтому ты должен давать результат». Ребенок становится проектом, причем без права на ошибку. Он обязан всегда быть лучшим.

3. Установка «Ты мое продолжение». Такие родители видят ребенка не отдельной личностью со своими предпочтениями, а собственной маленькой копией: «Ты такой же, как и я. Ты должен и можешь хотеть только того, чего хочу я. У нас с тобой одна цель, одни интересы».

4. Установка «Второй шанс». Здесь взрослые пытаются с помощью детей реализовать все свои несбывшиеся мечты, исправить ошибки детства: «я не состоялась как балерина, так пусть дочь попробует», «я мечтал играть за «Спартак» — отдам сына в футбол». Реальные способности, физические данные и предпочтения самого ребенка, конечно, не учитываются.

5. Установка «Мне лучше знать». Это про взрослых, уверенных, что ребенок неспособен самостоятельно принимать решения, а значит, нужно это делать за него. Сюда же можно отнести убеждения, что мир опасен и, дабы ребенок не увлекся чем-то плохим, нужно занимать каждую минуту его свободного времени чем-то полезным. В обоих случаях это про то, что дети воспринимаются как безвольные и бесхарактерные существа, не имеющие ни своего мнения, ни силы воли.

Все эти установки так или иначе связывает одно — гиперконтроль. А здоровая забота — это когда родители предлагают, но учитывают желания ребенка, поддерживают, помогают найти ориентиры.

Шаг 2: понять, что ребенку действительно интересно
Задавать ребенку вопрос «Чего ты хочешь?» нередко бывает малоэффективно. Дети часто сами не знают ответа или не могут его сформулировать так, чтобы быть понятыми. Однако важное уточнение: не существует ребенка, которому вообще ничего неинтересно.

Детский психолог, нейропсихолог и игровой терапевт Елена Мазурова советует предлагать разные виды деятельности (не ограничиваясь стандартным набором вроде английский + спорт) и наблюдать за реакцией ребенка. «После каждой такой пробы обсуждать впечатления. Можно задать вопрос прямо, а если ребенку трудно ответить, помогут наводящие вопросы: «Понравился ли педагог?», «Не было ли скучно?», «Что больше всего запомнилось?», — отмечает эксперт. Мазурова подчеркивает, что такие вопросы важны еще и в ситуациях, когда ребенок отказывается идти на занятия. Может оказаться так, что выбранное направление ему нравится, но не устраивает, например, тренер.

Какие-то склонности видны в обычной жизни. Обратите внимание на то, что ребенок с удовольствием делает в свободное время, с друзьями, на прогулке. Если, например, малыш часами рисует, стоит посмотреть в сторону арт-кружка. «Важный момент: не переусердствовать. Заботливые родители часто попадают в ловушку: замечают любовь ребенка к рисованию и тут же — вот тебе мольберт, дорогущая пастель и лучшая бумага. А через месяц ребенок переключился на футбол. Получается, деньги на ветер. Поэтому мой совет: начинайте с малых трат», — объясняет игровой терапевт.

Как помочь ребенку не бросать начатое
Итак, вы выявили интересы и склонности ребенка. Дальше перед родителями стоит задача помочь ребенку освоиться, а со временем — не бросить кружок. Или все-таки бросать можно и нужно?

Первое и самое важное: не стыдите ребенка за желание пробовать и передумать. Когда, как не в детстве, ему разбираться с тем, что ему интересно?

Тем не менее многие родители беспокоятся, что частая смена секций и кружков сделает ребенка непостоянным, безответственным. Елена Мазурова спешит развеять этот миф, отмечая, что в младшем возрасте пробовать разное даже полезно, ведь именно через разнообразие ребенок познает себя. А если такого опыта не было, то этот этап может начаться во взрослом возрасте.

К 10–12 годам желательно, чтобы у ребенка был опыт устойчивого посещения кружка. Хотя бы несколько лет. Это учит доводить дело до результата. Но в более раннем возрасте смена интересов естественна.

https://trends.rbc.ru/trends/education/68aedffb9a794700fa2b6bf2?from=newsfeed

Поделиться ссылкой:

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта