Праздник по народному календарю
Аграфена Купальница — в этот день все купались в реках, мылись в банях, употребляя при этом разные травяные сборы. Еще одна традиция этого дня — «обетная каша». Так называли обед из постных блюд, который жители деревни собирали вскладчину и выставляли на улице для нищих и путников. На Аграфену было принято сеять репу.
Не выйти на улицу вечером в день Аграфены Купальницы считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Односельчанки могли публично осмеять оставшихся дома — им пели корильные песни:
«Иван ходит по вулице,
Собирайтесь девки, бабы,
Собирайтесь на Купальну
Да кто пойдет — красавица,
Кто не пойдет — пень-колода
На дуб лезет, сучья ломит,
С дуба лезет, кору дерет,
Домик строит, крышу кроет».
(Песни Псковской земли. 1989. № 141).
Ритуальный начин, основными участницами которого были молодые женщины и девушки, свидетельствовал о их руководящей роли в ряде обрядов купальского цикла (Иван Купала). Отсюда осмысление праздника Аграфены Купальницы, а также Ивана Купалы, как женского/девичьего праздника, что нашло отражение и в фольклоре:
«Как у нас в году три праздника:
Первый праздник Семик честной,
Другой праздник Тройцын день,
А третий праздник Купальница».
(Смирнов В.А. 1981. С. 65).
«Березонька скрипела,
Всем девушкам кликала:
«Святая Купальница,
Всем девкам племянница!».
(Смирнов В.А. 1981. С.66).
В функции девушек и женщин входили ритуальные обходы полей, деревень, домов, изготовление обрядовых блюд — каши и кулаги — и совместная трапеза, происходившая обычно в ржаных полях (Иван Купала).
В Вологодской губ. обход домов происходил следующим образом. В день Аграфены Купальницы все девушки поселения, одетые в лучшие наряды, выходили на улицу. Они обходили все дома и просили в каждом: «Умойте». Хозяева должны были подарить им что-нибудь из девичьих украшений — серьги, бусы, ленты и т.п.
Девушки и женщины участвовали также в сборе ивановских трав, используемых для украшения поселений, для изготовления банных веников и метел, для гадания.
В Сибири день Аграфены Купальницы особо почитался больными женщинами, они, по свидетельству очевидцев, «обещаются не робить в этот день» (Макаренко А.А. 1993. С. 63).
Как первый день праздничного купальского цикла, знаменовавшего наступление нового периода, день Аграфены Купальницы открывал сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса, с этого дня начинали вязать банные веники и метлы.
https://ethnomuseum.ru/collections/ethnocalendar/july/agrafena-kupalnica-kupalwica/