С 1 октября доступ на «Госуслуги» усложнится. Что надо сделать, чтобы не потерять аккаунт
Минцифры сделало обязательным двухфакторную аутентификацию для входа в личный кабинет «Госуслуг». Это значительно повысит уровень защиты. Чтобы сохранить доступ и воспользоваться порталом, когда он вам понадобится, нужно заранее выбрать новый способ авторизации.
Рассказываем, где найти настройки безопасности, чем вход по СМС отличается от одноразовых секретных ключей и сколько раз можно менять второй этап входа.
Что произошло
С 1 октября 2023 года портал «Госуслуги» усилит защиту личного кабинета пользователей. С этой даты двойная верификация станет обязательной. То есть, помимо пароля и логина, вам нужно будет вводить код, который будет приходить по СМС. Есть и альтернатива: одноразовые коды из приложения либо вход по биометрии.
Изменения коснутся как веб-версии, так и приложения.
До обозначенного срока войти в личный кабинет можно и просто по паре логин/пароль, а с полуночи 1 октября пользователям принудительно предложат выбрать способ для входа. Без этого пользоваться личным кабинетом не получится.
С начала 2023 года новые пользователи еще на этапе регистрации должны выбрать второй этап входа. Как утверждают в профильном ведомстве, большинство выбирает вход по СМС.
Как самому настроить двойную верификацию
Чтобы заранее настроить вход по новым правилам, нужно кликнуть на раздел «Профиль» в верхнем правом углу, далее — выбрать «Безопасность».
В опции «Вход с подтверждением» передвинуть тумблер справа так, чтобы он стал синим, а не серым. Портал предложит несколько способов входа на выбор:
- СМС на номер. Это может быть как номер телефона, по которому вы регистрировались, так и любой другой, к которому у вас есть доступ. В последнем случае его нужно будет дополнительно подтвердить. Когда вы будете входить в личный кабинет, вам на телефон будет приходить одноразовый код — его нужно ввести в соответствующем окне.
- Одноразовый код (TOTP). Для этого способа нужно заранее скачать приложение для управления одноразовыми кодами (iOS, Android). В этом случае перед каждым входом вам нужно будет открывать приложение и вводить секретный ключ либо сканировать QR-код, а после получить код от программы и ввести его на портале.
- Вход по биометрии. Этот способ пока работает в экспериментальном режиме. После ввода пары логин/пароль пользователю нужно предоставить порталу доступ к камере и по инструкции подтвердить личность. Перед этим биометрические данные нужно обязательно зарегистрировать на «Госуслугах». Способ подходит только для компьютеров, войти с телефона по биометрии не получится.
После останется только подтвердить выбранный способ. Если вас «сбросит» из учетной записи, ничего страшного: просто войдите снова уже с помощью двойной верификации.
Можно ли будет изменить способ входа
Пользователи могут в любой момент изменить способ входа. Алгоритм действий тот же: раздел «Профиль», далее — «Безопасность». Там же можно изменить номер телефона или приложение с одноразовыми кодами.
Делать это можно без ограничений по времени или количеству.
Что делать, если СМС не приходят или нет доступа к старому номеру телефона?
Если вам не приходит СМС из-за старого номера телефона, укажите на «Госуслугах» актуальный номер: до 1 октября это можно сделать без дополнительных подтверждений.
Если доступа к старому номеру нет, сменить номер на актуальный можно очно в центре обслуживания — обычно это МФЦ, отделения почты или онлайн через банк.
Последним способом пока это могут сделать клиенты следующих банков: Сбербанка, Почта Банка, Банка ВТБ, Тинькофф Банка, РНКБ Банка, МТС Банка, Банка «Открытие».
Если с номером все в порядке, попробуйте немного подождать: возможно, идут технические работы со стороны оператора связи или портала. Кроме того, сообщения могут не приходить, если вы недавно сменили сотового оператора или номер в личном кабинете «Госуслуги»: в этом случае рекомендуется попробовать снова войти через 24 часа.
Почему важно сохранять доступ к «Госуслугам»
Ваша учетная запись на «Госуслугах» — это почти цифровой паспорт. Почти все государственные и муниципальные услуги можно получать, не посещая МФЦ и другие госучреждения. С помощью сервиса-спутника «Госключ» можно электронно подписывать договора между физлицами, а также с операторами связи и провайдерами.
Кроме того, МФО и банки при онлайн-заявке на займ просят подтвердить личность через портал. Это повышает вероятность одобрения, так как кредитные учреждения могут проверить доходы потенциального заемщика без справок о доходах.
https://dzen.ru/a/ZQgfLnz4n2RGVzDl