В ожидании Багаевского гидроузла: на Дону из-за маловодья ввели ограничения для судоходства
Цимлянское водохранилище сбрасывает воду по минимуму
В Ростовской области из-за продолжающегося маловодья введены ограничения на судоходство по Дону. Об этом 161.RU сообщили в ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей». После запуска Багаевского гидроузла подобные проблемы должны уйти в прошлое.
Навигация в Ростовской области, как обычно, была открыта 1 апреля. Затем до 10 апреля набирали верхние бьефы (часть реки, канала, водохранилища или другого водного объекта, примыкающая к гидротехническому сооружению) Николаевского, Константиновского и Кочетовского гидроузлов на Дону. На проектные отметки выйти не удалось. На реке Северский Донец возникла та же проблема.
На проектные отметки выйти не удалось из-за того, что сброс воды из Цимлянского водохранилища сначала был 280 кубометров в секунду, а с 21 апреля он снижен до 230 кубометров. Нормальный показатель — 410 кубометров. При таком уровне на Дону не нужно вводить ограничения на судоходство.
Установленные Росморречфлотом габариты судового хода (нужная глубина) для Дона в этом сезоне — это 3,4 метра. Однако выдержать его удавалось только во время сильного западного ветра. В остальное время глубина Дона была 3,25–3,35 метра.
В итоге от Кочетовского гидроузла вплоть до Аксая (около 120 километров) на Дону и на Северском Донце (66 километров) сейчас действуют ограничения по осадке судов. Это означает, что суда вынуждены идти по Дону и Северском Донцу недогруженными.
Как писал 161.RU, Багаевский гидроузел позволит отказаться от судоходных сбросов воды из Цимлянского водохранилища. То есть показатель в 230 кубометров в секунду станет максимально необходимым, а не вынужденным минимумом.
По проекту после запуска Багаевского гидроузла глубина на участке Дона в 85 километров вырастет в среднем до 4 метров. Это позволит пускать по реке суда с большей осадкой (глубиной погружения корпуса в воду. — Прим. ред.) — 3,6 вместо 3,2 метра.
Как пояснял тогда руководитель «Азово-Донской бассейновой администрации» Сергей Гайдаев, каждые 10 сантиметров осадки позволяют провозить по 200 тонн груза. То есть пропускная способность реки останется той же, а вот провозная значительно вырастет.
Как писал 161.RU, судоходство через шлюз Багаевского гидроузла планируют запустить к концу 2025 года. Строительство завершат к концу июня, еще два месяца уйдет на пусконаладку. Общая стоимость проекта — почти 36 миллиардов рублей.
https://161.ru/text/economics/2025/06/22/75619580
