Взломали госуслуги. Что делать?
Как узнать, что взломали Госуслуги
Если ваш аккаунт на Госуслугах взломали, можно заметить ряд подозрительных признаков [2]. Вот на что стоит обратить внимание:
- Неожиданное уведомление о входе в виде SMS с кодом. Это явное свидетельство того, что кто-то пытается получить доступ к вашему аккаунту.
- Поменялись данные в профиле, например, телефон для уведомлений, email или банковские реквизиты. Это можно проверить в разделе «Настройки профиля».
- Исчезли или изменились заявки на услуги. В личном кабинете появились не ваши запросы (например, заявление на пособие, штрафы, кредиты). Пропала история прошлых обращений.
- Появились новые начисления или задолженности в разделе «Штрафы и задолженности». Возможно, мошенники оформили кредит.
- Вы не можете войти в аккаунт. Ваш пароль не подходит, а e-mail для смены пароля не совпадает с вашим. Мошенники сразу сделали все, чтобы вы не получили доступ к своим Госуслугам.
Что делать, если аккаунт на Госуслугах пытаются взломать
Если вы подозреваете, что ваш аккаунт подвергается атаке или уже украден, нужно срочно предотвратить взлом либо блокировать профиль [3]. Вот что может помочь:
- Поменяйте пароль и настройте двухфакторную защиту: старайтесь придумывать сложные пароли, никак не связанные с вами персонально. Если доступа к аккаунту уже нет, попробуйте восстановить его через телефон или email. Это поможет, когда мошенники еще не успели сменить эти данные в кабинете.
- Выйдите из своего аккаунта на всех устройствах: телефон, компьютер, планшет. Это можно сделать на самих Госуслугах. Зайдите в Профиль → Безопасность → Действия в системе → Выйти → Мобильные приложения → Выйти. Сделать это нужно как можно быстрее, пока мошенники не взломали доступ и не сменили пароли на свои.
- Проверьте данные: телефон, email, банковские реквизиты, адрес регистрации и паспортные данные. Если что-то изменилось — срочно измените на ваши личные и смените пароль.
- Проверьте заявки и задолженности: посмотрите не совершались ли какие-либо действия от вашего лица. Для этого зайдите личный кабинет → Профиль → Безопасность → Действия в системе. Если вы видите, что от вашего имени оформлены заявки в какие-то учреждения, обязательно свяжитесь с ними и отзовите их. Это касается в том числе разрешений на совершение различных действий.
Куда обращаться, если взломали Госуслуги
Если уже очевидно, то вы потеряли доступ к вашему аккаунту, то нужно обратиться за помощью.
- Обратитесь в техподдержку Госуслуг по бесплатной горячей линии 8-800-100-70-10, она работает круглосуточно. На сайте Госуслуг можно оставить обращение в разделе «Помощь»;
- Заявите о факте кражи по телефону 112 или в районном отделении.
- Проверьте свою кредитную историю. Это можно сделать на сайте кредитного Бюро. Обнаружив незнакомые кредиты, свяжитесь с банком и сообщите, что вы не оформляли их. Одновременно напишите заявление в полицию.
Как восстановить доступ к Госуслугам
Есть три способа для восстановления доступа в свой аккаунт на Госуслугах [4]:
- На сайте Госуслуг. На странице авторизации кликните на восстановление доступа. Подготовьте заранее номер СНИЛС, паспорта или ИНН. Код для смены пароля придет по почте или SMS.
- Через онлайн-банк. Войдя в свой профиль банковского кабинета, вы можете найти опцию Восстановить доступ к Госуслугам. Например, в Сбербанк-онлайн он находится в Все сервисы → Госуслуги → Восстановить [5].
- Через МФЦ. Для подачи заявления в отделении потребуется паспорт и СНИЛС.
Как защитить учетную запись на Госуслугах
Чтобы ваш аккаунт не смогли украсть, примите меры предосторожности [6]:
- Настройте многофакторную систему защиты. У Госуслуг есть несколько вариантов: одноразовые коды, SMS и биометрия. Можно подключить все сразу или хотя бы два фактора защиты. Тогда при входе нужно будет вводить не только пароль, но и еще, например, код, присланный на телефон. Это усложнит задачу мошенникам.
- Подключите сообщения о входе в ваш аккаунт. Тогда вы сразу узнаете, что кто-то вошел в ваши госуслуги и сможете оперативно связаться с техподдержкой или сменить пароль.
- Настройте контрольный вопрос. На него нужно отвечать, если кто-то воспользуется схемой восстановления пароля.
- Используйте сложные пароли. Это должно быть сочетание цифр, букв и симовлов (лучше разными регистрами), которые не встречаются в других ваших аккаунтах. Регулярно их меняйте.
- Не переходите по подозрительным ссылкам от Госуслуг. Заходите на сайт вбивая самостоятельно адрес в поисковой строке. Если вам пришла ссылка якобы от сервиса внимательно изучите URL: мошенники могут изменить одну букву в названии либо использовать другой домен, например, com.
- Никому не сообщайте никакие коды. Возьмите за правило никогда и ни с кем не делиться информацией, присланной SMS или по почте. Если кто-то настойчиво требует от вас коды из сообщений это повод задуматься. Лучше всего прервать такую беседу и самостоятельно связаться с техподдержкой Госуслуг и любых других учреждений.